Этностиль: мола

В очередной раз убеждаюсь, что изречение «На всякое действие есть равное противодействие» применимо не только для физики. Иначе как объяснить то, что  на фоне молекулярной инженерии и сверхвысоких технологий растет интерес к народным ремеслам, да и вообще становится популярным  все этническое и рукодельное.

Квилт и пэчворк – этим сегодня мало кого можно удивить, благодаря всемирной паутине традиционные народные промыслы практически не привязаны к своей исторической «родине». Но конечно, и экзотика в этностиле пока не перевелась – такая, например, как мола. Мола – это аппликация, состоящая из нескольких слоев ткани. Создают эту красоту женщины небольшого индейского племени куна, обитающего на островах в территориальных водах Панамы. Традиционно аппликации-молы украшают блузки индианок куна, самые красивые и сложные узоры предназначаются для свадебного наряда — это настоящие шедевры рукоделия. Едва ли кто в наших краях станет справлять женитьбу по индейским обычаям, но место рукодельным мелочам найдется и на привычном свадебном торжестве: изящные и не шаблонные принадлежности можно подыскать через интернет магазин свадебных аксессуаров. Индеанки куна и в обычные дни выглядят очень колоритно, их красочный костюм  дополняют многочисленные бусы и браслеты. Орнаменты мола имеют мифологические корни и когда-то выполняли роль оберегов,но сейчас для туристов молу приспосабливают для отделки кошельков и сумок, для настенных панно и ковриков.

Насчет того, как именно делают молы, есть две версии. Первый способ, о котором я читала еще лет 10 назад, это последовательная аппликация: самая маленькая деталь нашивается на ту, что побольше (края ткани аккуратно подворачиваются внутрь), ее, в свою очередь, приметывают к еще более крупной детали – и так получается 5-6 слоев материи, готовые элементы узора пришивают на ткань-основу. Если верить другим источникам, то мастерицы сначала сметывают в 6-7 слоев разноцветные куски ткани одного размера, а потом слой за слоем вырезают рисунок, подворачивая и подшивая срезанные края. И в том, и в другом случае получается рельефная поверхность – такая своеобразная скульптура на ткани.

Рукодельницы переносят на молы стилизованные образы местных растений, животных и птиц, встречаются и фигуры людей (или богов?), и просто орнаменты. Говорят, что двух одинаковых мол не бывает, у каждой свой мотив и цветовая гамма. Молы пестрят тропическими красками, но выглядят при этом гармонично и очень стильно. Просто невероятно, что сейчас эту кропотливую работу выполняют точно так же, как и сотни лет назад, вручную. Выглядит потрясающе и очень экзотично. Я, хоть и не поклонница этнического стиля, тоже бы не отказалась от панно в технике мола, вот только одно неудобство – ехать за ним придется в Центральную Америку.

Очень важны в этническом стиле ковры, особенно те, что с традиционным орнаментом. Сразу кажется, будто побывал в дальних краях, когда видишь такой ковер.

Введите свой email:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>